Дом-музей Павла и Сергея Третьяковых открылся в Москве
Третьяковская галерея открывает музей в честь знаменитых братьев-коллекционеров, создателей известной во всем мире галереи – Павла и Сергея Третьяковых. Он расположился в историческом особняке, где прошли их детские годы.
Небольшой особняк в исторической части Замоскворечья с конца XVIII века принадлежал московским купцам Третьяковым. Братья прожили в этом доме только до 10 и 12 лет, позже семья переезжала. После революции особняк национализировали, а в 70-е годы он был передан Министерству культуры. Дом долго не эксплуатировался.
Музей Павла и Сергея Третьяковых создавался как репрезентативный исторический дом, атмосфера и интерьеры которого воссозданы с использованием подлинных мемориальных предметов братьев Третьяковых и произведений из их коллекций. Все мультимедийные инсталляции сделаны на основе научных исследований и документов.
«Это рассказ о московском купечестве, рассказ о семье – это родовое гнездо Третьяковых, это рассказ о коллекции, о том, как эта коллекция формировалась. И все это нам нужно было сделать виртуальными современными способами на очень небольшом пространстве – весь музей это 400 кв. м. Мы хотели, чтобы в этом музее сочетались и виртуальные технологии, и подлинные предметы, принадлежавшие братьям Третьяковым», – рассказала гендиректор ГТГ Зельфира Трегулова.
На первом этаже в доме-музее представлены многочисленные архивные документы и фотографии в виде мультимедийных инсталляций, разделенных по залам «Семейный альбом», «Архив предпринимателя», «Каталог коллекции».
На втором этаже воссозданы кабинеты братьев Третьяковых. В одной анфиладе решили расположить кабинет Сергея Третьякова, в другой – кабинет Павла, а в зале-гостиной между разместили картины из коллекций обоих.
«Мы создаем образ каждого брата в каждой анфиладе на основе тех предметов, которые есть, и на основе воспоминаний об их кабинетах. <…> Возникли две анфилады кабинета, а в центре кода этого музея – два брата встречаются через то, что помимо семьи и дела так же страстно любили, вкладывали душу – через их две коллекции», – пояснила заместитель гендиректора Третьяковской галереи Татьяна Гафар.
Татьяна Юденкова, куратор проекта музея Павла и Сергея Третьяковых: «Сергей Михайлович коллекционировал таким образом: он покупал работу, мог её продать, обменять – он повышал качество своей коллекции. Третьяков собирал музей русского искусства. И он практически не избавлялся от вещей в своей коллекции. Его музей демонстрировал эволюцию русского искусства».
Как отмечает Трегулова, разработка концепции музея представляла определенную сложность, поскольку информации об обстановке дома сохранилось немного. По её словам, чтобы посетители могли сразу отличить подлинные вещи братьев от типовых, которые используются для воссоздания обстановки кабинетов, новые предметы будут окрашены в серый цвет.
«Здесь было несколько противоречивых моментов. С одной стороны, немного подлинных предметов, которыми мы могли бы располагать, с другой стороны, братья провели здесь детство, и кабинетов здесь не было – нам надо было рассказать аллюзию. Рассказать об этих людях с разных точек зрения. Перед нами стояла задача – сохранить всё ценное, подлинное в самом доме», – говорит руководитель архитектурного бюро «Рождественка» Наринэ Тютчева.