В Москве утвердили предмет охраны Спасского собора Андроникова монастыря

11 Февраля 2022 Пятница

В столице утверждён предмет охраны Спасского собора Андроникова монастыря. В него входят все ценные элементы и характеристики здания, отвечающие за его исконный облик.

905f547a-ffdb-471d-bf4c-73e1d215e7d0.jpg

«Спасский собор Андроникова монастыря — это один из древнейших храмов на территории столицы. Учёные предполагают, что он был построен в первой четверти XV века. Кроме того, это очень ценный старинный образец русского церковного каменного зодчества. Исследователи отмечают, что храмы более поздних периодов во многом повторяют его архитектурную композицию», — отметил глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Белокаменный храм является композиционным и смысловым центром всего архитектурного ансамбля Андроникова монастыря, который обладает статусом объекта культурного наследия федерального значения. 

Спасский собор — это крестово-купольный четырёхстолпный храм с одной главой. Храм был возведён из плотного известняка, отёсанного в виде небольших гладких прямоугольных блоков. Как считают историки, использование этого материала значительно удорожало работу — камень было сложно добывать, транспортировать и обрабатывать. Фасад собора разделён пилястрами. Верхняя часть сооружения декорирована многочисленными закомарами (арка продолговатой формы) и кокошниками (архитектурный элемент, напоминающий по форме женский головной убор).

Здание стоит на высоком основании-подклете с четырьмя столпами. Подпружные арки храма опираются на столбы и держат на себе световой барабан купола. Арки расположены ступенчато, а своды храма расходятся крестообразно. Такие композиции появились в русском зодчестве ещё в домонгольское время, но затем надолго были забыты.

Исследователи не сомневаются, что в росписи алтаря лично участвовал Андрей Рублёв. Но от его работы остались лишь небольшие фрагменты на оконных косяках. По одной версии, росписи были утрачены после реконструкции храма в конце XVIII века, по другой — уникальные фрески уничтожил пожар 1812 года.

В предмет охраны собора были включены местоположение и градостроительные характеристики собора, его композиция, а также купол, крест, покрытие кровли, система водостока с белокаменными водомётами. В документ вошли художественное оформление и облик фасадов образца XV века (с учётом реставрационных работ, которые проводились в 1959-1963 годах), материал отделки здания, планировка интерьеров, капитальные стены, своды, столбы и арки из белого камня и кирпича, наружные лестницы и их местоположение. Особо специалисты подчеркнули значимость архитектурно-художественного оформления интерьеров собора.

Теперь любые реставрационные работы для этого памятника зодчества могут проводиться только в соответствии с утверждённым предметом охраны и по согласованному Мосгорнаследием проекту.

При поддержке